- СТРАТЕГИЯ БАНКОВСКАЯ
- концепция развития банка, рассчитанная на долгосрочную перспективу и определяющая цели банка, крые отличают его от конкурентов в глазах клиентов и служащих. С.б. – это общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели и принятия управленч. решения. Достижение ранее поставленной цели предполагает выработку новой цели и, соответственно, новой стратегии. При этом стратегию банка можно определить как цель и методы ее реализации, а тактику – как совокупность конкретных средств, приемов и методов достижения цели. Стратегия и тактика между собой тесно взаимосвязаны. Тактика является конкретным средством воплощения в жизнь стратегии. Сочетание стратегических целей и оперативных задач, стратегического и текущего планирования позволяет коммерч. банкам избежать неудач в своей деятельности, полнее реализовать свой интерес в мире коммерции. Ясная стратегич. ориентация банка дает ему значительный импульс для развития предпринимат. деятельности. С.б. имеет ряд ограничений. К их числу относят: степень регламентации банковской деятельности в стране (имеется в виду роль государства в лице центрального банка в банковской системе, в частн., его роль в процессе денежно-кредитного регулирования банковской деятельности); экономические ограничения деятельности банка (банки вынуждены создавать страховые фонды с целью преодоления или минимизации внешних и внутр. рисков); конкуренцию (усиление межбанк. конкуренции, а также конкуренции между банками и кредитными институтами небанковского типа заставляет банки разрабатывать собственную стратегию с ее учетом); технологические ограничения (банки – это капиталоемкая отрасль хозяйства, поскольку они выступают одновременно и как предприятия сферы обслуживания, и как крупные потребители новейших технологий). Западные банки при разработке С.б. особое внимание уделяют анализу своих клиентов с т.з. выявления платежеспособного элемента рынка. Анализируя круг собств. клиентуры, банк обязан ответить на вопрос – на каком рынке он будет развивать свою деятельность, будет ли он специализированным или универсальным и какие типы клиентов будут при этом преобладать (физич. лица, юридич. лица – предприятия, общественные организации, банки и др.). С т.з. затрат банкир анализирует: вложения денежных средств в персонал (выплата заработной платы, премии, поощрения, оплата обучения, повышения квалификации и проч.); затраты на оснащение банка новой вычислительной и оргтехникой, приобретение программного обеспечения и внедрение новейших технологий; затраты банка на покрытие рисков (кредитных, процентных, валютных и пр.). При разработке С.б. банкир оценивает собств. средства банка, в частн., его акционерный капитал, с позиций доходности акций. Известно, что банку сложно быть универсальным, поскольку эта стратегия требует большого акционерного капитала и его оптимального размещения, что определяет необходимость правильного выбора клиентуры; рационального использования средств и т.д. Необходимым элементом С.б. является также характер руководителя банка, его прозорливость, способность разработать оптимальную, реальную стратегию развития банка. В основе стратегии любого банка лежит план. В обобщенном виде основные этапы разработки и реализации С.б. выглядят так: Анализ-Диагностика-ЦелиПланы-Контроль. Этот классический подход при разработке и реализации С.б. универсален. Данную методику можно применять к банку в целом и к его отд. подразделениям; ко всем организационным структурам (в т.ч. небанковским); а также независимо от того, в какой стране или отрасли он применяется. Напр., кредитная стратегия банка заключается в проведении анализа по след. осн. направлениям: отбор и подготовка персонала (корпоративная культура персонала в области проведения кредитной политики); оценка и контроль за состоянием кредитного портфеля; ценообразование с учетом степени риска; диверсификация операций банка – по секторам экономики, регионам, видам операций и услуг для снижения общего кредитного риска банка; создание резервов на покрытие потерь по кредитам в соответствии с правилами бух. учета и налогообложения; тщат. контроль и надзор за проблемными ссудами. С учетом полученных данных анализа банк разрабатывает концепцию дальнейшего развития. Хорошо проведенный анализ позволяет более точно определить ориентацию банка, обосновать корректировки в выбранных банком направлениях развития. Стратегические направления деятельности банка: выбор рынка; снижение нормы риска (напр., как отношение страховых фондов на покрытие рисков к общему объему выданных ссуд); увеличение оборота банка; рост чистой (балансовой) прибыли. Определение стратегических направлений деятельности банка позволяет определить ближайшие, тактические цели (задачи) развития.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.